Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Для родителей

Как добиться успеха в воспитании своих детей

Дорогие родители! Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха Вам, вероятно, помогут следующие советы:

  •  Дети учатся тому, чему их учат.
  •  Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле незаменим.
  •  Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни.
  •  Следует приучать ребенка к самоконтролю.
  •  Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения.
  •  Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного.
  •  Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.
  •  Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он.
  •  Помните, что некоторые вещи в жизни важнее, чем успехи в учебе. Одна из них – самооценка человека, его отношение к себе.
  •  Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.


Как воспитать у ребенка положительные привычки

Первое правило. Необходимо научить ребенка осознавать, что без неё (положительной привычки)  жизнь превращается в катастрофу.

Второе правило. Ребенок должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.

Третье правило. Необходимо учить ребенка использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в  положительных привычках приводит к их закреплению и привычки становятся «второй натурой.

Четвертое правило. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - её хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.

Пятое правило. Для проявления положительных привычек взрослый (классный руководитель, родитель) должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся курит, необходимо организовать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пристрастие к курению, смотреть фильмы, участвовать и организовывать акции и т.п. Однако для того чтобы так строить работу, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших детей.

Желаем успехов

в преодолении вредных привычек и зависимостей (аддикций)

и в воспитании положительных привычек.

Смысл притягивает, комплекс толкает.

Зависимость - это не притяжение, это толкание, толкание изнутри собственным страхом подростка - страхом перед реальностью.

Помогите ребенку

избавиться от своих страхов!


Умеем ли мы говорить с нашими детьми

"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.

Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен"

ЯНУШ КОРЧАК

Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым.

Вы мечтали,

  • чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
  • а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;
  • чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.

Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.

1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они

  • находятся в постоянном движении;
  • отличаются романтической привязанностью к родителям;
  • не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
  • стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
  • пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";
  • испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
  • интересуются: "Откуда я появился (-лась)? А где я был (-а) раньше?";
  • из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

Как следует общаться с ребенком:

  • жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;
  • помогайте ребенку все делать самому;
  • проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;
  • растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
  • наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
  • на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

Никогда

  • не опекайте ребенка излишне;
  • не заостряйте внимания на детских ссорах;
  • не используйте угрозы для достижения результата;
  • не наказывайте за качества личности, а только за действия;
  • не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель. Кроме того, для детей этого возраста характерны:

  • копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первоначальных представлений о собственных правах;
  • повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;

Как следует с ребенком обращаться

  • помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
  • дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
  • узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
  • аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";
  • обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

Никогда

 не ревнуйте к авторитету учителя;

 не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;

 не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;

 не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;

 не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

  • их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
  • в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
  • взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
  • большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
  • интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

Как следует с ребенком обращаться

  • делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
  • давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
  • будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
  • в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
  • доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

Никогда

  • не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
  • не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;
  • не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Помните, что дети учатся жить у жизни:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

НО

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Каждый ребенок имеет право

  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • иметь собственное мнение и убеждения;
  • совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
  • говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
  • побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
  • добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

Вместе с тем ребенок не обязан:

  • быть безупречным на 100%;
  • любить людей, приносящих ему вред;
  • извиняться за то, что был самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • выполнять неразумные требования;
  • нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!


Советы ученику по самообразованию

Задумывался ли ты  над вопросами:

  • Зачем ты ходишь в школу?
  • Зачем ты учишься?
  • Нужно ли учиться хорошо или это совсем не обязательно?
  • Можно ли самостоятельно справиться с проблемами в учебе?
  • Как заставить себя работать на уроке и выполнять задания дома?

Если ты хотя бы раз задавал себе подобные вопросы, то следует прочитать наши советы и попытаться что-нибудь изменить в своей жизни.

Прежде всего, поставь себе задачу повысить «коэффициент полезного действия» своей учебы. Пока ты учился в начальных классах, тебя, главным образом, учили. Теперь ты ужедолжен учиться сам. Не перекладывай заботы о своем учении на других – учителей, родителей – это не принесет тебе ни пользы, ни удовлетворения.

Если ты хочешь работать (учиться), как взрослый, сделай такую простую вещь: загляни в будущее, попытайся представить себе (для этого наблюдай, общайся с людьми, включайся в разные сферы человеческой работы), что тебе может понадобиться делать  во взрослой жизни, что надо уметь и знать молодому человеку, твоему современнику (независимо от профессии). Затем, исходя из наблюдений, составь свою программу самовоспитания. Что нужно для этого?

                    Сравни свои наблюдения с такой точки зрения:

 1.Всякому молодому человеку необходимо, прежде всего, быть деятельным, активным творцом своей жизни, умеющим находить новые способы решения проблем, стремиться внести свой реальный вклад в опыт общественной практики. Для этого понадобится обновлять свои знания;

2.Необходимо будет вступать в контакты с другими людьми, находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними  свои действия и в то же время определять свою позицию;

3.Необходимо уметь формулировать свою точку зрения, отстаивать её, доказывать другим;

4.А чтобы выяснить, что ещё надо знать и уметь во взрослой жизни, поговори об этом со своими друзьями, старшими товарищами, родителями. Так ты сможешь получить более полное представление о том, какие качества будут нужны тебе и каждому вступающему во взрослую жизнь молодому человеку.

5.А теперь задумайся над своими собственными, индивидуальными  особенностями  выполнения учебной работы. Ответь сам себе на такие вопросы:

1.Ради чего ты учишься, т.е. каковы мотивы твоего учения: хочешь быть полезным обществу; заслужить одобрение старших (родителей, учителей) или товарищей; хочешь получить глубокие знания, которые будут необходимы тебе в твоей будущей профессии; из-за желания получить хорошую оценку, потому что родители тебе обещали что-то купить; а, может быть, и то, и другое, и третье?

2.Что ты считаешь положительными, а что слабыми сторонами своей учебной работы:

a)Умеешь ли ты поставить перед собой учебную задачу и найти способ её решения?

b)Как ты обычно контролируешь, проверяешь себя: после выполнения всей работы, по ходу выполнения или умеешь планировать работу до её начала?

c)Умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, доводить начатое дело до конца?

d)Как долго ты можешь быть работоспособным? В какие часы  занятия у тебя идут лучше?

e)Что тебе более свойственно: долго продумывать план работы, мысленно прикидывая все её варианты и возможные результаты, или сразу начинать работу, пробуя разные способы в ходе её выполнения?

f)Умеешь ли ты находить несколько способов решения одной и той же задачи? Испытываешь ли ты интерес к задаче после её решения, т.е. возвращаешься ли ты к ней для понимания способов решения?

g)Умеешь ли ты сосредоточиться, даже если тебя отвлекают? Какие приемы ты используешь для сосредоточения внимания?

h)Как ты запоминаешь материал, какие способы запоминания применяешь?

3.Подумай, сможешь ли ты опираться на положительные стороны своего учебного труда в своём дальнейшем образовании?

4.Как могут сегодняшние недочеты твоей учебной работы помешать твоему дальнейшему образованию и самообразованию?

5.Какие недочеты у тебя выражены больше, какие меньше? Отбери из них те, которые желательно устранить в первую очередь.


4.Чтобы тебе было легче определить недочеты своей учебной деятельности, сделай следующее психологическое упражнение:

Посмотри на себя с точки зрения окружающих людей – это поможет определить социальное значимые черты твоего поведения. Вспомни, за что тебя хвалят или упрекают учителя, товарищи, родители.                  А теперь мысленно встань на их место и сам себе «по секрету» скажи, в чем они правы и в чем тебе можно бы подтянуться. 

 

Вот и готов первый план твоего самообразования и самовоспитания.

 

Попробуй начать следовать ему. Время от времени возвращайся к этим вопросам и проверяй себя.

5.Не забывай, что главный резерв самообразования – это занятия в школе и сам урок. Постарайся включиться, собраться, сконцентрировать своё внимание. Не превращай урок в «отсидку», беседу с соседом, переписку с товарищем и «крестики-нолики» отложи до перемены. Ведь для самостоятельного усвоения этого же материала дома тебе понадобится значительно больше времени, и сможешь ли ты заставить себя разобраться в новом для тебя материале?

6.Учись проемам «переработки» учебного материала дома и его систематизации.

1.Работая и дома и на уроке, стремись охватить своим вниманием общие принципы, связи в учебном материале, не одну тему, а «блоки» тем. Это поможет тебе объединить и понять множество отдельных разрозненных фактов, увидеть контуры крупных проблем.

2.Ответы на сложные вопросы ищи в совместной работе, в общении с учителем, с товарищами по классу, в учебнике и в дополнительной литературе. Не всегда и не сразу ты получишь готовый ответ, так как принципы и закономерности каждой области знания постоянно развиваются; поэтому в отраслях науки и техники, изучающих эти закономерности, имеются разные точки зрения и подходы к тому, в чем именно состоят эти общие принципы. Однако очень важно каждому изучающему ту или иную отрасль знания задуматься над общими идеями современного состояния знания, поставить и перед собой этот вопрос.

3.После того как ты поймешь, хотя бы в самом первом приближении, некоторые общие принципы, закономерности учебного предмета, постарайся найти и выделить связи между отдельными разделами учебного материала; эти связи состоят в том, что все разделы являются конкретными проявлениями уже известных тебе общих закономерностей. Чтобы найти эти связи, старайся применять чаще сравнение, перестраивание, изменение  разных частей учебного материала.

4.Составляй план-схему того учебного материала, который тебе надо запомнить; в этой схеме непременно делай пометки о том, как связан этот конкретный материал с общими закономерностями учебного предмета, как связан и чем отличается конкретный материал этого раздела с материалом предыдущего раздела. Тогда учебный материал выстроится  перед тобой в систему: в основе этой системы лежат общие правила, законы (закономерности), а все конкретные факты являются частными проявлениями этих закономерностей.


7.Эти способы переработки учебного материала помогут тебе и при создании приемов запоминания.

1.Если перед тобой стоит задача запомнить материал, прибегай опять к той же общей схеме систематизации материала, которая уже построена. То есть, запоминая материал, мысленно представь его место в общей системе: какова общая закономерность, лежащая в его основе, какие ты знаешь другие конкретные проявления этой закономерности? 

2.Этот же прием используй и тогда, когда тебе понадобится припоминать (использовать) знания этого раздела: начни с того, что определи, проявлением каких общих закономерностей является этот материал, т.е. сначала восстанови для себя общую закономерность этого раздела, «вернись» ко всеобщему основанию, а затем двигайся к её конкретному проявлению в этой теме.


8.Учись применять такие приемы самоконтроля, которые помогут тебе «удержать», сосредоточить внимание в ходе выполнения работы.

1.Учись вычленять этапы учебной работы: этап постановки задачи (учителем или тобой самим), этап поиска способов её решения, этап проверки результата.

2.Старайся  искать несколько разных способов решения одной и той же задачи; научись возвращаться к способу решения после получения результатов и постарайся определить, выбран ли тобой наилучший (самый точный, самый рациональный, самый «красивый») путь решения или возможны другие пути.

3.Учись выбирать способ в зависимости от условий: замени в задаче одно условие другим (или представь, что условия меняются в ходе решения) и определи, как это повлияет на способ решения и на результат.

4.Учись строить общий план всякой работы до её начала: для этого, учитывая задачу и тот результат, который ты предполагаешь получить, определи общий объем работы, время, которого она потребует; наметь основные этапы работы – с чего ты начнешь, что будешь выполнять потом, постарайся  «прикинуть», что для тебя  представит наибольшую трудность, и над чем придется потрудиться  дольше. 

5.Обязательно учись четко представить тот результат, который должен быть получен в итоге работы. Здесь ты должен для себя определить те требования, которые ты сам (с учетом требований учителя) предъявляешь к результату своей работы. Это значит, что уже в начале работы, надо представить себе, как ты  будешь проверять её результат; какие стороны продукта своего труда ты будешь проверять:  (например: в сочинении – его содержание, оформление, отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок; в физический задаче – правильность оформления, вывод формулы), в каком порядке ты будешь проверять, какие образцы и нормы ты хочешь учесть в своей работе.

6.После того, как ты определил требования к итогу своей работы, стремись «удерживать», «видеть» перед собой эти стороны предполагаемого результата; несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту результата, который ты наметил получить; это поможет тебе предупредить ошибки в работе. 

7.Если ты уже допустил ошибку и нашел её в своей работе, стремись не только исправить её в результате, но и найти причины ошибки, для этого постарайся мысленно выполнить свою работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено; это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность и избежать ошибки.  

8.Так ты научишься сосредоточивать своё внимание на разных сторонах работы, переключать внимание с одной её стороны  на другую.


9.Формируй и тренируй у себя и другие качества культуры учебного труда:

1.умение конспектировать;

2.находить нужную информацию и хранить её;

3.собирать и держать в порядке личную библиотеку, в т.ч. электронную;

4.поддерживать порядок на своём рабочем месте;

5.соблюдать режим (продуманный ритм учебного труда).


10.  Постоянно прибегай к самопроверке. Это даст тебе большее

       удовлетворение от того, что  ты сам организуешь свой труд.

11.Теперь ты многое понимаешь лучше:

  • ты знаешь, к чему готовишь себя  в будущем, для чего   выполняешь
  • учебные задания;
  • умеешь активно перерабатывать учебный материал;
  • применяешь приемы запоминания, концентрации внимания;
  • умеешь проверять себя;
  • знаешь свои сильные  и слабые стороны.

А теперь, в добрый путь!

 

И последнее – научись не делать «лишь бы»; если делаешь что-либо, то делай хорошо – это и экономно, и честно! Лучший способ организации учебной работы –   все сразу делать на совесть!