Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Для родителей

[буклет] bus.gov.ru (общая информация и инструкция по сайту)


О проекте

«Всегда рядом» - это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей. Здесь вы найдете полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики,а также узнаете о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.


https://vsegda-ryadom.ru/about


Информация по летнему отдыху детей 2020 (для просмотра скрытых изображений нажмите здесь)

Нормативные документы при организации летнего отдыха 2020 года в г. Калининграде

Санитарно-эпидемиологические требования СП 3.1/2.4.3598-20

Лагеря с дневным пребыванием





Профилактика потребления детьми психо-активных веществ (для просмотра скрытого текста нажмите здесь)


[брошюра] Электронные сигареты в современном мире
[памятка] Снюс, спайс, насвай, снафф, микс
[памятка] Об ответственности за употребление и распространение наркотических веществ

Дорогие дети, мамы, папы, бабушки, дедушки и взрослые!

У каждого из нас – и у взрослых, и у детей – бывают ситуации, в которых трудно разобраться. Конечно, рядом всегда наши близкие и друзья.

Но иногда мы просто боимся, не можем или не знаем, КАК рассказать о своих проблемах.


Но есть компетентные люди, готовые помочь!!!

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддерку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации, справиться с негативными эмоциями, успокоиться, принять правильное решение.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ открыт для каждого человека.

Не важен ваш возраст, национальность, состояние здоровья звонящего.

Основные принципы ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ:

ДОСТУПНОСТЬ – ежедневно и круглосуточно

БЕСПЛАТНОСТЬ

АНОНИМНОСТЬ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

ЭКСТРЕННОСТЬ

ГУМАННОСТЬ

Индивидуальную консультацию и психолого-педагогическую помощь по любым интересующим Вас вопросам также можно получить, обратившись в ГБУ СО КО «Центр социальной помощи семье и детям» (ул. Коммунальная, 6, тел.: 8(4012) 95-73-03) и ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (ул. Гостиная, 7, тел.: 8(4012) 93-45-04)


Памятка для родителей

Как реагировать на употребление подростками наркотиков и алкоголя

 

  1. Соберите как можно больше знаний о противоборстве алкоголю и наркотикам.

  2. Займите твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы не позволите своему ребенку употреблять алкоголь и наркотики. Проводите эту мысль регулярно.

  3. Подкрепите свое твердое решение действиями, регламентирующими поведение подростка. Непреклонно добивайтесь исполнения им нравственных норм и правил.

  4. Изучите признаки употребления алкоголя и наркотиков и внимательно следите, не обнаружатся ли они у вашего ребенка. Не позволяйте ему обмануть себя. Будьте в меру недоверчивы.

  5. Если вы подозреваете, что ваш ребенок выпивает, не притворяйтесь, что все в порядке. Изучите ситуацию более подробно. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени.

  6. Прежде чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, составьте перечень причин, почему вы это делаете.

  7. Приводите вашего ребенка на разговор только тогда, когда он трезв, и не находится под влиянием наркотиков и когда вы спокойны и контролируете себя.

  8. Во время разговора с ребенком говорите о его поведении, используя конкретные примеры. Выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а его поведение, связанное с употреблением алкоголя и наркотиков.

  9. Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка. Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок попытается вами манипулировать.

  10. Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы вы были едины и последовательны в своем подходе. Будьте заодно. Не позволяйте ребенку играть на ваших разногласиях.

  11. Если ваш ребенок продолжает пить или принимать наркотики, разработайте план обращения за профессиональной помощью.

  12. В случае продолжающихся выпивок, предложите свои условия поведения подростка, исключающие возможность выпивок. Если ваш ребенок утверждает, что проблемы не существует, тогда выполнение ваших условий не вызовет никаких затруднений.

  13. Протестуйте только против неправильного поведения, не ополчайтесь на своего ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему.

  14. Не поступаясь жесткостью требований, старайтесь сохранить открытость в общении с ребенком. Ваша задача всегда «держать дверь открытой».

 

Рекомендации родителям

Родители слишком поздно узнают о том, что их ребенок стал наркоманом, потому что ничего не знают об этой беде. У нас мало литературы об этом, мало программ. Родители узнают, что их ребенок - наркоман, в среднем - через два года. Если бы сократить этот срок хотя бы до полугода, то я уверен: больше половины подростков, даже попробовавших курить анашу, не превратится в наркоманов. Наркомания, как болезнь, за день-два и даже за месяц не появляется.

ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НАДО НА ТРИ ГЛАВНЫХ МОМЕНТА:

Первый. Резкие перепады в настроении ребенка, которые нельзя объяснить переменами в реальной действительности. Настроение становится как бы волнообразным.

Второй. Изменение ритма сна. Ребенок в течение дня сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым, энергичным, готов делать что угодно, но только не ложиться в кровать.

Третий. Изменение аппетита и манеры поведения за столом во время еды. Ребенок может не есть целыми днями и не жаловаться на то, что он голоден. А после прогулки готов съесть «слона». Наркоманы начинают отдавать предпочтение супермодной одежде - кожаным курткам с заклепками, массивным ремням с большими бляхами, разрисованным знаками джинсам и так далее. Появляется специфический вкус к прическам. Вместе с тем появляется неряшливость в одежде и какое-то безразличное отношение к элементарной гигиене.

Помните все-таки про запахи. Анаша пахнет распаренным веником. И еще. Если в квартире и даже в подъезде ощущается запах ацетона, уксусного ангидрида, то стоит поинтересоваться, откуда он исходит, и позвонить в милицию. Если ребенок болен наркоманией, надо идти к специалисту, сам он не выберется. Он уже зависит не от себя, а от наркотиков. Это уже не ваш сын, а наркоман: В перспективе - преступник, убийца или самоубийца.

Теперь о ломке. Состояние достаточно острое и болезненное. Но сами наркомами сильно преувеличивают опасность. Если уж вы хотите облегчить страдания вашего чада при возникновении судорог лучше использовать не наркотики, а барбитураты или снотворные препараты. Но только с разрешения врача, А лучше всего давать больному побольше жидкости, увеличить количество витаминов. Помогает и горячая ванна Рецидивы возникают после ломки.

Если ваш сын или дочь ни в какую не хотят идти к специалисту, то, как говорится, надо и власть употребить. Некоторые предлагают сыну уйти из дома. Мне известно множество примеров, когда такие жесткие разговоры приводили в чувство самых строптивых подростков, и они сами шли лечиться. Один отец выгнал сына из дома, и тот шатался где-то два месяца. А потом вернулся. Оказывается, его просто отовсюду выгнали - бесплатно никто ему наркотиков не давал. И он решил лечиться - сам. 

В ЧЕМ СОСТОЯТ НАШИ ОШИБКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ?

(Информация для родителей созависимых) 

Заблуждение 1. Мой сын (дочь) употребляет наркотики. Это страшно и стыдно. Необходимо сделать все возможное, чтобы никто из друзей и родственников не узнал об этом.

Наркомания действительно одна из самых страшных болезней. Но больны не вы, а ваш ребенок. Ваша же задача заключается в том, чтобы открыть для ребенка все доступные каналы помощи. Для этого, может быть к вашему большому сожалению, необходимо проинформировать об этом всех близких родственников и друзей, которые значимы для вашего ребенка. Во-первых, он будет уверен, что вы не готовы мириться с наркоманией и замалчивать существующую проблему, ведь молчание — знак согласия.

Во-вторых, тем самым вы даете ему понять, что встали на путь открытой и бескомпромиссной борьбы не с ним, не с проблемой всеобщей наркотизации, а с его реальной болезнью.

В-третьих, возможно, вы сможете уберечь чужих детей от наркотиков родственников тоже есть дети и в их семью может прийти такое же горе. В-четвертых, именно к этим близким вам людям ваш ребенок, скорее всего, может под любым благовидным предлогом обратиться за финансовой помощью. Ваша задача — поставить их в известность, с какой целью будут использованы их деньги. Тем самым вы сохраните любовь, уважение и поддержку родных людей.

Помните, что главное — не сохранить собственный имидж, а помочь ребенку справиться с наркотической зависимостью.

Заблуждение 2. Мы сами виноваты в том, что наш ребенок стал наркоманом. Значит, мы его таким воспитали.

Особенно важно, если в семье растет младший сын или дочь. Возможно, в их воспитании вам удастся избежать повторения собственных ошибок. Но не забывайте, что проблема сейчас состоит не в том, кто виноват, а в том, что делать. Как это ни трудно, попытайтесь забыть о прошлом, сконцентрируйте всё свои помыслы и усилия на будущем. Старайтесь найти новые стратегии и тактики влияния на собственного ребенка и не откладывайте их на потом.

Ни в коем случае не пытайтесь взвалить на себя всю ответственность за употребление наркотиков. Ведь только это поможет вашему ребенку в очередной раз скинуть тяжесть проблемы на ваши плечи, а он и так в этом достаточно преуспел и научился вами манипулировать. Главное, что вам необходимо сделать, — изменить отношение к своему ребенку. Первое, следует понять, что ваш ребенок — взрослый человек и что он сам, по своей собственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. С точки зрения вашего поведения это обозначает, что за принятое им решение и последствия отвечает он сам.

Первый раз, попробовав наркотики, он не посоветовался с вами, а стало быть, предал вас и то, чему вы его учили. Вы должны отстраниться и посмотреть на своего ребенка со стороны. День, когда вы узнали, что он наркоман, должен стать последним днем вашего безграничного доверия и опеки.

Во всех учебниках наркологии мира, во всех руководствах для родителей ваш первый шаг называется лишение опеки. Еще раз нам хочется повторить: главным принципом вашего отношения к сыну или дочери в этой ситуации должна быть фраза: «Ты сам принял решение употреблять наркотики, теперь за все последствия ты отвечаешь сам».

С этого момента ваш сын или дочь не должны получать ничего из того, что они привычно получали от вас никаких денег на мелкие расходы, никакой одежды и денег на нее, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования ухаживания за девушкой. А если у молодого человека уже есть своя семья — никакой материальной помощи его семье. Очень многие молодые люди привыкли, что ваши деньги — это их деньги. Даже ценой истерики немедленно дайте понять, что это не так.

Заблуждение 3. Мой ребенок, употребляя наркотики, пал так низко, что должен быть за это жестоко наказан.

«Не судите, да не судимы будете». Не пытайтесь переделать вашего ребенка сразу. Ведь вам самим наверняка не нравится, когда кто-то насильно старается переделать вас. Обратите внимание на то, что, как только вы узнали о пристрастии ребенка, ваши отношения превратились в непрерывный скандал. Вы припоминаете ему все его проступки и промахи за всю жизнь. Можем смело утверждать, что наказывать человека cpазy за все невозможно и абсолютно бессмысленно.

Другое дело, что вам придется разработать определенный набор правил его поведения и проживания в семье. Сами требования должны быть разумными, и ни при каких обстоятельствах не подвергаться никаким изменениям. Он должен знать, что на каждый его неверный шаг незамедлительно последует ваш ответ. Угрозы же и наказания в этой ситуации очень часто оказываются малоэффективными. Поскольку обстановка в доме накаляется, то ребенок будет стараться как можно больше времени проводить вне дома, а значит в своей привычной компании.

Заблуждение 4. Если мой ребенок, давая многочисленные обещания, все равно срывается, то это ужасно и является для меня катастрофой.

Катастрофой для вас может быть только одно состояние, в котором вы не способны реально оценить сложившуюся ситуацию и выработать новые стратегии собственного поведения.

В семье наркомана должны существовать правила поведения не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Существует также несколько главных правил поведения родителей.

Независимо от ситуации ведите себя достойно.

Вы — взрослый человек и при возникновении беды не имеете права на истерики Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам и каждые две минуты бегать за валокордином или успокоительными таблетками. Поймите, что беда, которая стряслась в вашей семье, поправима, если вы сможете отнестись к ней так же, как вы относились к другим вашим бедам: спокойно и взвешенно.

Никогда не поддавайтесь на шантаж.

А шантажа в вашей жизни ожидается много: «если вы купите мне «мерседес», то мне будет чем заняться и я брошу колоться», «если ты не дашь мне 500 долларов, и я не отдам долги, то меня убьют», «если вы не дадите мне денег, то я покончу с собой — прямо сию секунду в ванной». И даже «если меня бросит любимая Маша, то я все равно буду колоться». На все эти «если…, то» может следовать один спокойный ответ «нет».

«Через год, после того как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь наркотики, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе машины».

«Пусть тот человек, которому ты должен, придет ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе».

«Иди в ванную и кончай там жизнь самоубийством. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии справиться с собой».

«Ты сам наплевал Маше в душу, отношения с ней будешь выяснять тоже сам. Хотя мы думаем, что Маша тебя любит и, если ты прекратишь колоться, она сможет все понять и простить».

Не бойтесь шантажа самоубийством. Человек, который шантажирует, таким образом, крайне редко способен на самоубийство. Вдумайтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на ваших глазах, чтобы вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от вас желаемого результата.

Не занудствуйте.

Подросток, а наркоман даже старше двадцати лет по своим душевным качествам все равно остается мальчишкой, всегда все делает наоборот. Поэтому бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать только прямо обратный эффект.

Поменьше говорите, побольше делайте.

Молодой человек давно привык, что вы грозите, обещаете «сдать его в больницу принудительно», «засадить всех его друзей за решетку», «лишить его денежного довольствия». Он не слышит 80% информации, содержащейся в ваших нравоучительных беседах. Это происходит потому, что из всех своих угроз вы не выполняете ни одной. После каждого вашего возмущенного монолога он радостно дает обещания. Причем обещает все, что угодно, но при этом даже и не собирается эти обещания выполнять. Наркоман никогда не будет верить вашим словам. Он считает вас своей собственностью и не ждет от вас никаких решительных поступков. Зато, если вы найдете в себе силы совершить такой поступок, он сразу станет гораздо более управляемым.

Заблуждение 5. Поскольку мне известны многие печальные последствия употребления наркотиков, начиная от разрушения личности и заканчивая такими страшными заболеваниями как гепатит и СПИД, то я должен быть очень озабочен этим, постоянно размышлять и концентрироваться на возможности таких последствий.

Ваша задача заключается в том, чтобы в максимально доступной форме довести сведения о последствиях употребления наркотиков до своего ребенка. Не пытайтесь скрывать от него информацию, какой бы страшной и нелицеприятной она ни была. К сожалению, приходится признать, что возможностей повлиять на данную ситуацию, кроме открытой информационной «войны», у вас нет. Только постарайтесь, чтобы разговор не превратился в нравоучительную лекцию.

Вы не сможете удержать ребенка дома, не сможете проконтролировать, каким шприцем и в какой компании он колется. Вам остается лишь надеяться, что ваша информационная «война» увенчается успехом.

Таким образом, мы опять вернулись к вопросу об ответственности. Ответственность за здоровье вашего ребенка лежит полностью на нем.

Конечно же, степень риска заболевания гепатитом и СПИДом достаточно высока. Но, постоянно думая о таких возможных последствиях, вы вгоняете себя в состояние хронического стресса. Чем больше вы об этом думаете, тем больше вы пугаетесь. Получается замкнутый круг. Более того, постоянно думая о неприятностях, мы их как бы бессознательно притягиваем, ждем, боимся, и... они обязательно находят и догоняют нас. Чем бояться «на всякий случай», заранее, лучше попробуйте проанализировать те изменения в личности вашего ребенка, которые уже произошли, понять их причины и последствия. Не думайте постоянно о том, что может произойти — ведь это может и не случиться.

Заблуждение 6. Я не могу не зависеть от собственного ребенка. Родители должны жить его жизнью и его проблемами.

 Если вы согласны с данным утверждением, то вы сами уже нуждаетесь в лечении. Врачи и психологи называют это состояние созависимостью. 93% родителей наркоманов (особенно матери), не прошедших курса психотерапии и тренинговых групп под руководством психолога-практика, страдают от созависимости. Мы хотели бы дать лишь главную практическую рекомендацию по построению нормальных семейных отношений.

Безусловно, невозможно не видеть страданий собственного ребенка и не реагировать на них эмоционально, не сочувствовать и не сопереживать. Но обратите внимание, как искусно ваш ре­бенок научился использовать ваше эмоциональное состояние в собственных целях. Мы уже говорили, что все наркоманы совершенно виртуозно манипулируют собственными родителями. Задумайтесь, ведь вы практически отказались от собственной жизни и собственных интересов. Когда вы переступаете порог дома, вы полностью зависите от того, в каком состоянии и настроении находится ваш ребенок. Более того, вы даже обижаетесь на других членов семьи, если им удается сохранить хотя бы частицу своего собственного мира, найти в семье свою «экологическую нишу». Вы же первые обвиняете их в бесчувственности и безразличии. Вы насильно втягиваете других членов семьи в состояние созависимости. Что же можно сделать? Необходимо четко провести грань между вашей жизнью и жизнью ребенка, между своими и его интересами, а главное, между своей и его мерой и степенью ответственности за происходящее в семье. Дайте право другим членам семьи (особенно если это другие дети) возможность жить своей жизнью. Не противодействуйте их желанию не вмешиваться в проблемы наркомана. Уделяйте другим членам семьи не меньше внимания, чем ребенку, употребляющему наркотики. Нам известны случаи, когда и второй ребенок в семье начинал употреблять наркотики, называя при этом главной причиной борьбу за внимание, поддержку и сочувствие родителей. «Ему все, а меня просто никто не замечает, как будто у меня нет своих проблем». «Я все время слышу, что я такой благополучный и поэтому бессердечный. Ведь брату так плохо, а я все время лезу и пристаю к маме с какой-то ерундой». В ответ на это второй ребенок как бы бросает семье вызов «Хотите не ерунду, получите…». Если вам не удается выполнить эти рекомендации самостоятельно, обратитесь сами к врачу-психотерапевту.

Заблуждение 7. У меня нет больше сил бороться с наркотиками, я не знаю, как мне справиться с этой ситуацией.

Любой человек, даже самый сильный и успешный, имеет право на минуты слабости и отчаяния. Ведь абсолютно сильных людей не бывает. Это иллюзия. У каждого в жизни могут наступить моменты потери эмоционального равновесия. Особенно часто это случается с родителями наркоманов, так как ваша эмоциональная жизнь как бы постоянно накалена добела.

Правило I. Обязательно дайте себе возможность расслабиться. Это может быть встреча с друзьями, которые в курсе проблемы и способны вас морально и эмоционально поддержать. Пойдите в театр и на концерт. Наконец, просто поезжайте за город или в отпуск. Помните, что вы тоже имеете право на отдых от непрерывной борьбы.

Правило II. Никогда не забывайте, что это не вы боретесь с наркотиками, а ваш ребенок. И ответственность за эту борьбу должна полностью лежать на нем. Ваша же задача заключается лишь в том, чтобы эмоционально поддерживать его только, в том случае, когда он предпринимает реальные шаги к выздоровлению. А ведь это скорее положительные, чем отрицательные эмоции

Правило III. Разрешите вашему ребенку попробовать прекратить прием наркотиков самостоятельно. Если ваш ребенок впервые признался вам, что он употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью в одиночку. Вы должны понимать, что если он употребляет героин, то это практически невозможно. Дайте возможность ребенку убедиться в этом самому. Вы же можете позвонить по одному из телефонов доверия либо встретиться с врачом-наркологом и посоветоваться о том, как вы можете помочь ребенку в такой ситуации.

Правило IV. Не боритесь в одиночку. Помогите ребенку найти лечащего врача. Это единственное «одолжение», которое вы должны ему сделать. Самому идти в больницу «сдаваться» бывает страшно и стыдно Вам следует поддержать решение обратиться к врачу и присутствовать в качестве «моральной поддержки» на первом приеме. Ваш же собственный опыт поможет разобраться в вопросе доверия или недоверия к врачу и медицинскому учреждению. Более того, все ваши действия, о которых мы говорили раньше, должны иметь своей целью визит к специалисту. Врач—это человек, который видит вашу семейную ситуацию со стороны, и поэтому всегда сможет дать конкретные советы по вашему поведению вместо тех общих, которые приводим мы.  Если вы доверяете врачу, с которым начали общаться, старайтесь превратить свое общение с ним в длительное. Ведь пройдет несколько лет, прежде чем вы перестанете нуждаться в его советах.

Заблуждение 8. Мой ребенок испортил себе всю жить. Он уже никогда не сможет быть нормальным человеком.

Прошлое человека, безусловно, не может не влиять на его последующую жизнь, но оно порой имеет не только негативные, но и положительные последствия. Любой подросток пытается найти собственное «я» и свое место в жизни. Именно в процессе этого поиска ваш ребенок и совершил ошибку, заменив при этом поиск реального «я» поиском «я» наркотического. Он пошел по самому легкому для себя пути. Может быть, он просто еще не научился бороться с трудностями. В любом случае в процессе избавления от наркотической зависимости трудностей и соблазнов на его пути окажется еще предостаточно. И если он сможет их преодолеть, то это и станет первым взрослым шагом в его жизни.   Помогите ему сделать этот шаг.

К сожалению, он учится на собственных ошибках, а не на ошибках окружающих. Но это не дает вам права лишать его надежды на будущее. Очень часто своим недоверием и постоянными подозрениями вы сами провоцируете сына или дочь на повторное потребление наркотиков.

Помните! Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков.

Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Вы можете говорить о чем угодно, о работе, учебе, личной жизни, но вспоминать каждые две минуты былые грехи вашего сына или дочери вы не имеете права. Разговор о наркотиках может возникать - только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить. Учтите, даже упоминание наркотика в негативном смысле вызывает воспоминание о нем. А непрерывные морали на эту тему могут вызвать только обострение желания принять наркотик. Любое излишнее напоминание работает как словесный якорь, как спусковой крючок, запускающий цепочку воспоминаний и провоцирующий желание того приятного состояния, которое достигалось при помощи наркотика.

Заблуждение 9. Безусловно, существует какой-то определенный, точный, верный и совершенный способ избавления от наркотиков. Моя проблема заключается в том, что я никак не могу его найти.

Ваш ребенок — уникальная личность, не похожая на других, впрочем, как и любой другой человек.

Наркомания болезнь особая, во многом не похожая на другие. Это сначала болезнь характера, а потом уже болезнь тела. Ее лечение протекает одновременно с  перевоспитанием личности в подростковом периоде. Безусловно, существуют определенные типы личности, к которым в большей или меньшей степени принадлежит ваш ребенок, а, следовательно, и определенные правила построения ваших отношений. Безусловно, существуют различные виды семьи, в которых и ваша модель семейной жизни нашла свое отражение. Безусловно, существуют основные медицинские и психотерапевтические школы и направления лечения, которые могут помочь именно вашей личности. Безусловно, существуют определенные закономерности развития ребенка. Учтите, что далеко не всегда самое дорогостоящее лечение и есть самое лучшее. Часто бывает прямо наоборот. В последующих главах мы поможем вам разобраться в этапах, способах и видах лечения.

Главное, вы должны принять в качестве руководства к действию то, что стратегию достижения желаемого результата вам все равно придется выстраивать самому, такому, как вы есть, с вашим конкретным ребенком. Универсальных решений любой проблемы не существует. Решение всегда конкретно в каждой конкретной ситуации и всегда строго индивидуально. Следовательно, вспомните Карнеги, вам нужно научиться «перестать беспокоиться и начать жить». А это значит, что, прочитав предыдущие главы, вы должны выработать собственную стратегию поведения и начать воплощать ее на практике. Еще ничего не потеряно, но многое действительно зависит от вас.

Нам бы только хотелось предостеречь вас от еще одной ошибки родителей, часто возникающей в процессе лечения

Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики.

Сначала вы должны успокоиться и, помня, что при электромагнитных бурях и перепадах погоды у бывшего наркомана бывают симптомы, очень похожие на прием наркотика, понаб­людать за ним несколько дней. Созвонитесь за это время с лечащим врачом, организуйте дополнительную встречу его с вашим ребенком и послушайте его мнение. Ваши обвинения должны иметь под собой очень серьезные основания. Если и вы, и врач считаете, что пациент возобновил прием наркотика, особенно героина, вместо длительного выяснения отношений предложите ему сдать кровь или мочу на экспертизу.

Итак, если, осознав собственные заблуждения и ошибки, вы готовы анализировать свою семейную ситуацию и искать свой индивидуальный способ лечения ребенка, давайте приступим к этому процессу. 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.    Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.    Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.   Не унижай!

6.  Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.   Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.  Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.


Смерть от зажигалки. Дети умирают, вдыхая пары газа

Сниффинг — новый вид смертельно опасной токсикомании. Теперь каждый подросток находится в зоне риска. И ситуация касается не только неблагополучных семей. Смертность от этой "забавы" увеличилась в России в несколько раз из-за крайней токсичности — умирают от остановки сердца или дыхания, гипоксии, а повреждённый в результате привыкания мозг делает подростка инвалидом. Зажигалки в руках детей становятся опасной приметой, ведь благодаря им они вдыхают токсичный газ.

Быстрый путь к слабоумию

С английского языка слово sniff переводится как "нюхать, вдыхать". Если пару-тройку десятков лет назад среди подростков было популярно нюхать клей или пары бензина, то сейчас молодёжь предпочитает вдыхать в себя газ из зажигалок, газовых горелок и баллонов для туристских плит.

Вдыхаемые газы вызывают наркотический эффект за одну-три минуты. В их составе обычно содержатся изобутан, пропан, бутан. При вдыхании эти вещества вытесняют кислород, из-за чего в мозге происходит гипоксия — кислородное голодание, вызывающее психоделичные эффекты — галлюцинации и фантазии. Помимо того, среди побочных эффектов наблюдаются тошнота, дезориентация и головокружение.

Бутан вытесняет кислород, который в итоге не поступает в мозг, что приводит к гипоксии клеток головного мозга. Из-за недостатка кислорода возникает токсический эффект на мозг, появляются галлюцинаторные переживания. Если говорить о риске, то из-за вдыхания паров газа может наступить паралич дыхательного центра с остановкой дыхания, — пояснил психиатр-нарколог Алексей Казанцев. По мнению экспертов, зачастую подростки пробуют вдыхать газ единожды — ради любопытства. Но он вызывает сильную психологическую зависимость, и те, кто "подсаживается" на это, с течением времени рискуют собственными мозгами.

Уничтожение нейронов в головном мозге может вызвать необратимые изменения физического состояния человека, например, слабоумие. При постоянном сниффинге мозг уже может не восстановиться и здоровая психика тоже.

Крайне опасная токсикомания воздействует на дыхательные пути, провоцирует гипоксию мозга. А ведь именно в подростковом возрасте активно развивается мозг. Ухудшается способность учиться, гораздо хуже работают мышление, память, концентрация внимания. Подростки сами говорят, что они словно начинают "тупить", — рассказал Алексей Казанцев.

Нарколог Сергей Полятыкин добавил, что новый вид зависимости отличается крайней токсичностью.

Компоненты любого токсического летучего вещества могут проникать через липидный барьер (клетки головного мозга), что вызывает сильнейшую интоксикацию. От этого особенно страдают двигательные и дыхательные центры, из-за чего может произойти остановка сердца и дыхания, — сказал врач.

Растущая смертность

При большой "дозе" подросток умирает от отёка мозга, лёгких, удушья, паралича дыхания. В 2016 году в России от сознательного вдыхания газа погибли 65 детей, в 2017-м — 142 человека, а в 2018-м — 154.

В 2017 году в Татарстане погибла 14-летняя жительница города Зеленодольск Милена Романова. Прилежная ученица и спортсменка связалась не с той компанией, в итоге родители нашли её бездыханное тело на чужой квартире. Медосвидетельствование показало, что несовершеннолетняя отравилась газом.

Как распознать сниффера

По словам Алексея Казанцева, сниффингом увлекаются дети от 8 до 15 лет.

Если семья совсем не благополучная, то дети могут злоупотреблять и с шести лет. Это пристрастие зависит от общества, социума, от людей, живущих рядом. Например, в мегаполисах сниффинг распространён в меньшей степени, чем в маленьких городах и деревнях, — отметил Казанцев.


Наркологи объясняют, что если у ребёнка нет сопутствующих заболеваний, например бронхиальной астмы, то однократное отравление газом может пройти почти бесследно для организма. Этот вид токсикомании вызывает привыкание, но не мгновенно, то есть оступившегося человека реально спасти.

Внимательный родитель не сможет не заметить перемены в своём ребёнке, начинающем увлекаться сниффингом. Изначально может показаться странным, что подросток где-то начинает пропадать, ведь обычно дети любят собираться и употреблять запрещённое на заброшенных стройках и в гаражах.

Психиатр-нарколог Алексей Казанцев рассказал, по каким признакам можно понять, что подросток балуется сниффингом. По его мнению, узнать, что ребёнок — токсикоман, можно по определённому запаху, исходящему от его кожи, одежды и волос. Меняется поведение, изменяются зрачки — они расширены и не реагируют на яркий свет. Подросток становится забывчив, замедляется скорость реакции. Бледнеет кожа из-за нарушений поступления воздуха, порой она приобретает серо-зелёный цвет.

Поведение у ребёнка после сниффинга такое же, как у пьяного человека, он может быть перевозбуждён или проявлять агрессию. Иногда снифферы, наоборот, ведут себя вяло и очень апатично.

Если есть реальные причины подозревать ребёнка в сниффинге, то необходимо убедить его пойти вместе в наркологический диспансер. Там он ежемесячно будет проходить медицинский осмотр и посещать психолога, что очень важно, ведь зачастую дети-токсикоманы находятся в состоянии невроза и депрессии.

Продажу зажигалок ограничат


В первой половине 2019 года Следственный комитет РФ направил обращение председателю Правительства России с предложением ограничения продажи несовершеннолетним газосодержащей продукции.

В мае депутаты Мосгордумы поддержали законопроект, направленный на борьбу с подростковой газовой токсикоманией. Депутат Кирилл Щитов рассказал о том, что "Мосгордума выйдет с федеральной инициативой о запрете продажи несовершеннолетним товаров, содержащих сжиженные углеводородные газы". Также парламентарии предлагают закрепить административную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в токсикоманию.

Подростки больше не смогут покупать зажигалки и баллоны с газом, а тех, кто будет способствовать этому, ждёт административная ответственность.



1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они

  • находятся в постоянном движении;
  • отличаются романтической привязанностью к родителям;
  • не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
  • стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
  • пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";
  • испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
  • интересуются: "Откуда я появился (-лась)? А где я был (-а) раньше?";
  • из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

Как следует общаться с ребенком:

  • жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;
  • помогайте ребенку все делать самому;
  • проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;
  • растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
  • наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
  • на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

Никогда

  • не опекайте ребенка излишне;
  • не заостряйте внимания на детских ссорах;
  • не используйте угрозы для достижения результата;
  • не наказывайте за качества личности, а только за действия;
  • не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель. Кроме того, для детей этого возраста характерны:

  • копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первоначальных представлений о собственных правах;
  • повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;

Как следует с ребенком обращаться

  • помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
  • дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
  • узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
  • аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";
  • обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

Никогда

 не ревнуйте к авторитету учителя;

 не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;

 не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;

 не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;

 не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

  • их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
  • в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
  • взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
  • большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
  • интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

Как следует с ребенком обращаться

  • делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
  • давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
  • будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
  • в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
  • доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

Никогда

  • не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
  • не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;
  • не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Помните, что дети учатся жить у жизни:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

НО

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Каждый ребенок имеет право

  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • иметь собственное мнение и убеждения;
  • совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
  • говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
  • побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
  • добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

Вместе с тем ребенок не обязан:

  • быть безупречным на 100%;
  • любить людей, приносящих ему вред;
  • извиняться за то, что был самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • выполнять неразумные требования;
  • нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!


Советы ученику по самообразованию

Задумывался ли ты  над вопросами:

  • Зачем ты ходишь в школу?
  • Зачем ты учишься?
  • Нужно ли учиться хорошо или это совсем не обязательно?
  • Можно ли самостоятельно справиться с проблемами в учебе?
  • Как заставить себя работать на уроке и выполнять задания дома?

Если ты хотя бы раз задавал себе подобные вопросы, то следует прочитать наши советы и попытаться что-нибудь изменить в своей жизни.

Прежде всего, поставь себе задачу повысить «коэффициент полезного действия» своей учебы. Пока ты учился в начальных классах, тебя, главным образом, учили. Теперь ты ужедолжен учиться сам. Не перекладывай заботы о своем учении на других – учителей, родителей – это не принесет тебе ни пользы, ни удовлетворения.

Если ты хочешь работать (учиться), как взрослый, сделай такую простую вещь: загляни в будущее, попытайся представить себе (для этого наблюдай, общайся с людьми, включайся в разные сферы человеческой работы), что тебе может понадобиться делать  во взрослой жизни, что надо уметь и знать молодому человеку, твоему современнику (независимо от профессии). Затем, исходя из наблюдений, составь свою программу самовоспитания. Что нужно для этого?

                    Сравни свои наблюдения с такой точки зрения:

 1.Всякому молодому человеку необходимо, прежде всего, быть деятельным, активным творцом своей жизни, умеющим находить новые способы решения проблем, стремиться внести свой реальный вклад в опыт общественной практики. Для этого понадобится обновлять свои знания;

2.Необходимо будет вступать в контакты с другими людьми, находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними  свои действия и в то же время определять свою позицию;

3.Необходимо уметь формулировать свою точку зрения, отстаивать её, доказывать другим;

4.А чтобы выяснить, что ещё надо знать и уметь во взрослой жизни, поговори об этом со своими друзьями, старшими товарищами, родителями. Так ты сможешь получить более полное представление о том, какие качества будут нужны тебе и каждому вступающему во взрослую жизнь молодому человеку.

5.А теперь задумайся над своими собственными, индивидуальными  особенностями  выполнения учебной работы. Ответь сам себе на такие вопросы:

1.Ради чего ты учишься, т.е. каковы мотивы твоего учения: хочешь быть полезным обществу; заслужить одобрение старших (родителей, учителей) или товарищей; хочешь получить глубокие знания, которые будут необходимы тебе в твоей будущей профессии; из-за желания получить хорошую оценку, потому что родители тебе обещали что-то купить; а, может быть, и то, и другое, и третье?

2.Что ты считаешь положительными, а что слабыми сторонами своей учебной работы:

a)Умеешь ли ты поставить перед собой учебную задачу и найти способ её решения?

b)Как ты обычно контролируешь, проверяешь себя: после выполнения всей работы, по ходу выполнения или умеешь планировать работу до её начала?

c)Умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, доводить начатое дело до конца?

d)Как долго ты можешь быть работоспособным? В какие часы  занятия у тебя идут лучше?

e)Что тебе более свойственно: долго продумывать план работы, мысленно прикидывая все её варианты и возможные результаты, или сразу начинать работу, пробуя разные способы в ходе её выполнения?

f)Умеешь ли ты находить несколько способов решения одной и той же задачи? Испытываешь ли ты интерес к задаче после её решения, т.е. возвращаешься ли ты к ней для понимания способов решения?

g)Умеешь ли ты сосредоточиться, даже если тебя отвлекают? Какие приемы ты используешь для сосредоточения внимания?

h)Как ты запоминаешь материал, какие способы запоминания применяешь?

3.Подумай, сможешь ли ты опираться на положительные стороны своего учебного труда в своём дальнейшем образовании?

4.Как могут сегодняшние недочеты твоей учебной работы помешать твоему дальнейшему образованию и самообразованию?

5.Какие недочеты у тебя выражены больше, какие меньше? Отбери из них те, которые желательно устранить в первую очередь.


4.Чтобы тебе было легче определить недочеты своей учебной деятельности, сделай следующее психологическое упражнение:

Посмотри на себя с точки зрения окружающих людей – это поможет определить социальное значимые черты твоего поведения. Вспомни, за что тебя хвалят или упрекают учителя, товарищи, родители.                  А теперь мысленно встань на их место и сам себе «по секрету» скажи, в чем они правы и в чем тебе можно бы подтянуться. 

 

Вот и готов первый план твоего самообразования и самовоспитания.

 

Попробуй начать следовать ему. Время от времени возвращайся к этим вопросам и проверяй себя.

5.Не забывай, что главный резерв самообразования – это занятия в школе и сам урок. Постарайся включиться, собраться, сконцентрировать своё внимание. Не превращай урок в «отсидку», беседу с соседом, переписку с товарищем и «крестики-нолики» отложи до перемены. Ведь для самостоятельного усвоения этого же материала дома тебе понадобится значительно больше времени, и сможешь ли ты заставить себя разобраться в новом для тебя материале?

6.Учись проемам «переработки» учебного материала дома и его систематизации.

1.Работая и дома и на уроке, стремись охватить своим вниманием общие принципы, связи в учебном материале, не одну тему, а «блоки» тем. Это поможет тебе объединить и понять множество отдельных разрозненных фактов, увидеть контуры крупных проблем.

2.Ответы на сложные вопросы ищи в совместной работе, в общении с учителем, с товарищами по классу, в учебнике и в дополнительной литературе. Не всегда и не сразу ты получишь готовый ответ, так как принципы и закономерности каждой области знания постоянно развиваются; поэтому в отраслях науки и техники, изучающих эти закономерности, имеются разные точки зрения и подходы к тому, в чем именно состоят эти общие принципы. Однако очень важно каждому изучающему ту или иную отрасль знания задуматься над общими идеями современного состояния знания, поставить и перед собой этот вопрос.

3.После того как ты поймешь, хотя бы в самом первом приближении, некоторые общие принципы, закономерности учебного предмета, постарайся найти и выделить связи между отдельными разделами учебного материала; эти связи состоят в том, что все разделы являются конкретными проявлениями уже известных тебе общих закономерностей. Чтобы найти эти связи, старайся применять чаще сравнение, перестраивание, изменение  разных частей учебного материала.

4.Составляй план-схему того учебного материала, который тебе надо запомнить; в этой схеме непременно делай пометки о том, как связан этот конкретный материал с общими закономерностями учебного предмета, как связан и чем отличается конкретный материал этого раздела с материалом предыдущего раздела. Тогда учебный материал выстроится  перед тобой в систему: в основе этой системы лежат общие правила, законы (закономерности), а все конкретные факты являются частными проявлениями этих закономерностей.


7.Эти способы переработки учебного материала помогут тебе и при создании приемов запоминания.

1.Если перед тобой стоит задача запомнить материал, прибегай опять к той же общей схеме систематизации материала, которая уже построена. То есть, запоминая материал, мысленно представь его место в общей системе: какова общая закономерность, лежащая в его основе, какие ты знаешь другие конкретные проявления этой закономерности? 

2.Этот же прием используй и тогда, когда тебе понадобится припоминать (использовать) знания этого раздела: начни с того, что определи, проявлением каких общих закономерностей является этот материал, т.е. сначала восстанови для себя общую закономерность этого раздела, «вернись» ко всеобщему основанию, а затем двигайся к её конкретному проявлению в этой теме.


8.Учись применять такие приемы самоконтроля, которые помогут тебе «удержать», сосредоточить внимание в ходе выполнения работы.

1.Учись вычленять этапы учебной работы: этап постановки задачи (учителем или тобой самим), этап поиска способов её решения, этап проверки результата.

2.Старайся  искать несколько разных способов решения одной и той же задачи; научись возвращаться к способу решения после получения результатов и постарайся определить, выбран ли тобой наилучший (самый точный, самый рациональный, самый «красивый») путь решения или возможны другие пути.

3.Учись выбирать способ в зависимости от условий: замени в задаче одно условие другим (или представь, что условия меняются в ходе решения) и определи, как это повлияет на способ решения и на результат.

4.Учись строить общий план всякой работы до её начала: для этого, учитывая задачу и тот результат, который ты предполагаешь получить, определи общий объем работы, время, которого она потребует; наметь основные этапы работы – с чего ты начнешь, что будешь выполнять потом, постарайся  «прикинуть», что для тебя  представит наибольшую трудность, и над чем придется потрудиться  дольше. 

5.Обязательно учись четко представить тот результат, который должен быть получен в итоге работы. Здесь ты должен для себя определить те требования, которые ты сам (с учетом требований учителя) предъявляешь к результату своей работы. Это значит, что уже в начале работы, надо представить себе, как ты  будешь проверять её результат; какие стороны продукта своего труда ты будешь проверять:  (например: в сочинении – его содержание, оформление, отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок; в физический задаче – правильность оформления, вывод формулы), в каком порядке ты будешь проверять, какие образцы и нормы ты хочешь учесть в своей работе.

6.После того, как ты определил требования к итогу своей работы, стремись «удерживать», «видеть» перед собой эти стороны предполагаемого результата; несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту результата, который ты наметил получить; это поможет тебе предупредить ошибки в работе. 

7.Если ты уже допустил ошибку и нашел её в своей работе, стремись не только исправить её в результате, но и найти причины ошибки, для этого постарайся мысленно выполнить свою работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено; это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность и избежать ошибки.  

8.Так ты научишься сосредоточивать своё внимание на разных сторонах работы, переключать внимание с одной её стороны  на другую.


9.Формируй и тренируй у себя и другие качества культуры учебного труда:

1.умение конспектировать;

2.находить нужную информацию и хранить её;

3.собирать и держать в порядке личную библиотеку, в т.ч. электронную;

4.поддерживать порядок на своём рабочем месте;

5.соблюдать режим (продуманный ритм учебного труда).


10.  Постоянно прибегай к самопроверке. Это даст тебе большее

       удовлетворение от того, что  ты сам организуешь свой труд.

11.Теперь ты многое понимаешь лучше:

  • ты знаешь, к чему готовишь себя  в будущем, для чего   выполняешь
  • учебные задания;
  • умеешь активно перерабатывать учебный материал;
  • применяешь приемы запоминания, концентрации внимания;
  • умеешь проверять себя;
  • знаешь свои сильные  и слабые стороны.

А теперь, в добрый путь!

 

И последнее – научись не делать «лишь бы»; если делаешь что-либо, то делай хорошо – это и экономно, и честно! Лучший способ организации учебной работы –   все сразу делать на совесть!


[брошюра] Что делать, если ваш ребёнок вовлечён? (руководство для родителей про буллинг)

Как добиться успеха в воспитании своих детей (для просмотра скрытого текста нажмите здесь)

Умеем ли мы говорить с нашими детьми

"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен"

Дорогие родители! Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха Вам, вероятно, помогут следующие советы:

  • Дети учатся тому, чему их учат.
  • Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле незаменим.
  • Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни.
  • Следует приучать ребенка к самоконтролю.
  • Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения.
  • Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного.
  • Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.
  • Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он.
  • Помните, что некоторые вещи в жизни важнее, чем успехи в учебе. Одна из них – самооценка человека, его отношение к себе.
  • Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.


Как воспитать у ребенка положительные привычки


Первое правило. Необходимо научить ребенка осознавать, что без неё (положительной привычки)  жизнь превращается в катастрофу.

Второе правило. Ребенок должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.

Третье правило. Необходимо учить ребенка использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в  положительных привычках приводит к их закреплению и привычки становятся "второй натурой".

Четвертое правило. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - её хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.

Пятое правило. Для проявления положительных привычек взрослый (классный руководитель, родитель) должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся курит, необходимо организовать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пристрастие к курению, смотреть фильмы, участвовать и организовывать акции и т.п. Однако для того чтобы так строить работу, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших детей.

Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым.

Вы мечтали,

  • чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
  • а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;
  • чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.


Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.


Желаем успехов в преодолении
вредных привычек и зависимостей (аддикций)
и в воспитании положительных привычек.
Смысл притягивает, комплекс толкает.
Зависимость - это не притяжение, это толкание,
толкание изнутри собственным страхом
подростка - страхом перед реальностью.
Помогите ребенку избавиться от своих страхов!