ПОДДЕРЖКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Впереди экзамены у 9 и 11 классов. К напряжению, которое вызывает приближающийся «великий и ужасный ЕГЭ» и чуть менее великий ОГЭ, добавилось волнение из-за подготовки к экзамену в условиях дистанционного обучения.
Как родители представляют идеальную подготовку к экзаменам: никаких прогулок, друзей, тренировок, кино, игры, поваляться с телефоном – только подготовка. Именно сейчас в условиях эпидемиологической обстановки ушли «прогулки, друзья, кино, кафе» и т.д. Казалось бы, время для подготовки есть, но…. При дистанционном обучении остались учебные предметы, по которым тоже необходимо выполнять задания для аттестации, а игры, кино, телефон никто не отменил. Время есть, как же им правильно распорядиться?
Чем может родитель помочь детям при подготовке к экзаменам
В первую очередь, дайте эмоциональную поддержку. Психологическая позиция родителя при этом - нужно быть рядом, на равных, а не довлеть сверху, когда вы, поддаваясь собственному волнению, запугиваете ребенка. Ни в коем случае не надо «падать к ногам», ведь у ребенка самое важное событие в жизни. Важное – да, но не самое главное.
ЕГЭ полезно обсуждать на языке фактов, а не эмоций, которые зависят от того, как РОДИТЕЛЬ сам оценивает экзамен. Пресекайте и сами не допускайте разговоров об ужасах и несправедливостях ЕГЭ. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Концентрируйте энергию своего выпускника на том, как можно эффективно преодолеть трудности. Нужно помнить о важных составляющих успешной сдачи экзамена: знание материала, осведомленность о процедуре, психологическая устойчивость.
Для подготовки материала важно помочь структурировать время. Для этого не нужно сильно отклоняться от учебного графика. Помним: утро – для учёбы! У ребенка должно быть удобное место для подготовки, комфортное и - только его.
Помогите составить план завершающей подготовки. Это когда время остается немного и начинается целенаправленная подготовка к экзамену, когда нужно правильно распределить нагрузку, систематизировать знания по предмету, ликвидировать пробелы, обсуждать определенные вопросы на консультациях с преподавателем (даже дистанционно).
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Необходимо заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. Объясните: для хорошего результата не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Обсудите план Б (план эвакуации). Небо не упадет на землю, если ребенок сдаст экзамен хуже, чем хотелось бы, жизнь не закончится. В современном мире судьба и профессиональное будущее не решаются в его 17 лет. Можно поступить в другой ВУЗ, колледж. Можно поработать, потом пересдать, доучиться. А можно поехать в другую страну. Обсуждение и дополнительные решения помогут снять тревогу за будущее, увидеть картинку более полно, дадут возможность строить планы и перспективы в любых жизненных ситуациях.
Следите за режимом, предотвращайте перегрузки. Стимулируйте отдых и переключение каждые 50 минут. Перерывы тоже не должны затягиваться, оптимально от 15 до 30 минут. Позаботьтесь о полноценном питании. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, вовремя отправьте спать.
Берегите свою нервную систему, все, что вы могли, уже сделали. Отвлекитесь, займитесь собой, своими интересами: книги, фильмы, рисование, физическая активность (от уборки до видео со спортивными нагрузками), медитация, музыка, психолог.
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Подготовка к экзамену в условиях дистанционного обучения
Экзамен – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Успешный балл на экзамене зависит от 3 составляющих:
Объективное знание материала (техники работы с текстом и тайм-менеджмент в помощь).
Осведомленность о процедуре проведения экзамена ( тренировка).
Психологическая устойчивость, стрессоустойчивость (техники самопомощи, например, упражнения с дыханием, медитация).
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже нужно ознакомиться заранее. В интернете много пробных вариантов ЕГЭ.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Занятия в утренние часы наиболее плодотворны: ведь именно в это время (с 10:00 до 12:00) у большинства учащихся отмечается первый подъем уровня работоспособности. Заранее наметьте тот объем материала, который нужно повторить. Начинайте повторение с более легких вопросов, постепенно переходя к сложным. Ведь ваш организм должен «вработаться» в дневной учебный режим.
Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Можно сделать два-три гимнастических упражнения: наклоны в стороны, потягивания, дать отдых глазам.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Что же все-таки делать, если боишься? Для начала не ругать себя за этот страх. Все переживают перед любым ответственным событием. Главное убрать «апокалипсические» мысли и подумать здраво: так ли уж все безнадежно? Всегда есть другие пути «отступления», когда результат не такой, как ты ожидал. В 17 лет ничего не может быть потеряно безвозвратно. «Если судьба закрывает перед тобой одну дверь, она всегда открывает другую».
Удачи в подготовке и сдаче экзамена!
Методические рекомендации по самостятельной подготовке