Доступная среда

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Обучение учащихся с ОВЗ

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДАХ

В МАОУ СОШ № 26 В 2021/22 УЧЕБНОМ ГОДУ

  Параллель  

  Обучающиеся с ОВЗ  

  Из них инвалиды  

  Всего инвалидов  

1

8

1

2

2

4

1

1

3

8

1

2

4

8


1

5

6


1

6

1



7

4

1

3

8

5


1

9

2



Итого

46

4

11

 

В МАОУ СОШ № 26 созданы следующие условия для получения

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

и детьми-инвалидами:

        


В 2019 году приобретены:

2 электронные лупы;

специальные парты для инвалидов;

комплекты учебников для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


В 2020 году приобретены:

специальное санитарно-гигиеническое оборудование;

кресло-коляска.


В 2021 году приобретены:

интерактивный комплекс ПО «Играй и развивайся»;

комплект дополнительного ПО «Играй и развивайся»;

стол для рисования песком.


Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:


Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Общежития, интерната нет.


Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежития, интерната нет.




  • школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог, логопед и медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в соответствии  с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №0121-0 от  05.05.2014 года учреждение доступно условно избирательно (О,С,Г,У). Категория обслуживаемых инвалидов – инвалиды по общему заболеванию;
  • все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивные залы, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • имеется план мероприятий по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов  и лиц с ОВЗ;
  • имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,  в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается  доступ обучающихся, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.


ФГОС для детей с ОВЗ

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные  программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.


Сведения об учащихся с ОВЗ (по состоянию на 01.01.2022)

  Всего учащихся с ОВЗ 

 37 

  Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации

 0 

  Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации

 30 

  Обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью в образовательной организации

 7


Сведения детях-инвалидах (по состоянию на 01.01.2022)

  Всего детей-инвалидов (общие заболевания)

 11 

  Детей-инвалидов с ОВЗ

 4

  Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации

 7 

  Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации

 2 

  Обучаются по адаптированной программе для детей с УО в ОО

1

  Обучаются по адаптированной программе для детей с УО на дому

 1


Права выпускников с ограниченными

возможностями здоровья

К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.

Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.

Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещения.

В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.

Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.


Особенности организации экзаменов

Для глухих и слабослышащих обучающихся:

  • аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
  • по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в письменной форме.


Для слепых обучающихся:

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления - ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
  • ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

Для слабовидящих обучающихся:

  • экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
  • в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.


Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;
  • по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме.


Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.

Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.

Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.


*Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. includere – заключать, включать) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.


Специализированная литература для работы педагога-психолога (для просмотра скрытого текста нажмите здесь)


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение

  • Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС

  • Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС

  • Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Академия

  • Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина.- М.: Ось

  • Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС

  • Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. - М.

  • Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. - М.

  • Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку/И. В. Вачков. - М.

  • Займан, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников / И. Н. Займан // Начальная школа

  • Кузнецова, Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л. Н. Кузнецова // Начальная школа

  • Колидзей, Э. А. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э. А. Колидзей. - Балашов

  • Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В. М. Минияров

  • Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС

  • Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС


Специализированная литература для работы логопеда, дефектолога


  • Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса

  • Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед

  • Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС

  • Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

  • Ефименкова О.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда

  • Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М.: Изд-во РГСУ

  • Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: практикум для психологов и логопедов С.В. Коноваленко – М.: Гном-Пресс: Новая школа

  • Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК

  • Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед

  • Практическая психология и логопедия: журнал

  • Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед

  • Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС

  • Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ

  • Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ

  • Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная пресса

  • Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

  • Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе. М.

  • Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса

  • Дурова Н.В. Читаем сами.  М.: Школьная пресса

  • В. Елецкая, Н.Ю Горбачевская. Организация логопедической работы в школе.

  • Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение»

  • Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»

  • Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос»

  • Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение»

  • А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение»

  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение»

  • М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение»

  • Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство»

  • Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо»

  • Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М.

  • М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула

  • Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.

  • Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.

  • Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.

  • Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.

  • М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама»

  • М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус»

  • З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.

  • Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М.

  • О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М.

  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М.

  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.

  • А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.

  • Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М.

  • Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение»

  • В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение»

  • А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.

  • В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.

  • В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.

  • В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.

  • Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”

  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.

  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.

  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М.


Список учебников ОВЗ (для просмотра скрытого текста нажмите здесь)


          № п/п           

Наименование учебного пособия. Автор.

    класс    

1.

Рау М.Ю. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

1-7 класс

2.

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

1-4 класс

3.

Мир природы и человека. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

В 2 Ч. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина / Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

1-4 класс

4.

Комарова С.В. Речевая практика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

1-4 класс

5.

Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

В 2 Ч. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

1-9 класс

6.

Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

/авт.-сост. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

1-4 класс

7.

Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

/авт.-сост. З,Ф, Малышева, А.А. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ.

5 класс

8.

Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

/авт.-сост. И.М. Блажнокова, А.А. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

6 класс

9.

Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

/авт.-сост. И.М. Аксенова. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

7-8 класс

10.

Алышева Т.В. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. В 2 Ч. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

1-4,7 класс

11.

Эк В.В. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

8 класс

12.

Перова М.Н. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

5 класс

13.

Антропов А.П. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

9 класс

14.

Якубовская Э.В. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

1-9 класс

15.

Лифанова Т.В. Природоведение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

5-6 класс

16.

Соломина Е.Н. Биология. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

6-9 класс

17.

Никишов А.И. Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

8 класс

18.

Лифанова Т.М. География. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

6-9 класс

19.

Мир истории. Блажнокова И.М. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

6 классс

20.

История Отечества. Блажнокова И.М. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/

Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ

8-9 класс