Обучение учащихся с ОВЗ
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДАХ
В МАОУ СОШ № 26 В 2021/22 УЧЕБНОМ ГОДУ
Параллель |
Обучающиеся с ОВЗ |
Из них инвалиды |
Всего инвалидов |
1 |
8 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
3 |
8 |
1 |
2 |
4 |
8 |
|
1 |
5 |
6 |
|
1 |
6 |
1 |
|
|
7 |
4 |
1 |
3 |
8 |
5 |
|
1 |
9 |
2 |
|
|
Итого |
46 |
4 |
11 |
В МАОУ СОШ № 26 созданы следующие условия для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми-инвалидами:
В 2019 году приобретены:
2 электронные лупы;
специальные парты для инвалидов;
комплекты учебников для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В 2020 году приобретены:
специальное санитарно-гигиеническое оборудование;
кресло-коляска.
В 2021 году приобретены:
интерактивный комплекс ПО «Играй и развивайся»;
комплект дополнительного ПО «Играй и развивайся»;
стол для рисования песком.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Общежития, интерната нет.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития, интерната нет.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.
Всего учащихся с ОВЗ |
37 |
Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации |
0 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации |
30 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью в образовательной организации |
7 |
Всего детей-инвалидов (общие заболевания) |
11 |
Детей-инвалидов с ОВЗ |
4 |
Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации |
7 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации |
2 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с УО в ОО |
1 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с УО на дому |
1 |
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещения.
В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
Для слепых обучающихся:
Для слабовидящих обучающихся:
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.
Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.
*Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. includere – заключать, включать) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС
Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Академия
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина.- М.: Ось
Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. - М.
Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. - М.
Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку/И. В. Вачков. - М.
Займан, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников / И. Н. Займан // Начальная школа
Кузнецова, Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л. Н. Кузнецова // Начальная школа
Колидзей, Э. А. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э. А. Колидзей. - Балашов
Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В. М. Минияров
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
Специализированная литература для работы логопеда, дефектолога
Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса
Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС
Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
Ефименкова О.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда
Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М.: Изд-во РГСУ
Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: практикум для психологов и логопедов С.В. Коноваленко – М.: Гном-Пресс: Новая школа
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК
Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед
Практическая психология и логопедия: журнал
Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед
Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС
Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ
Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ
Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная пресса
Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе. М.
Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса
Дурова Н.В. Читаем сами. М.: Школьная пресса
В. Елецкая, Н.Ю Горбачевская. Организация логопедической работы в школе.
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение»
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»
Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос»
Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение»
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение»
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение»
М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение»
Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство»
Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо»
Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М.
М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула
Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.
Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.
Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.
Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.
М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама»
М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус»
З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.
Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М.
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.
Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М.
Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение»
В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение»
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.
Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М.
№ п/п | Наименование
учебного пособия. Автор. | класс |
1. | Рау М.Ю. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 1-7 класс |
2. | Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 1-4 класс |
3. | Мир природы и человека. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ В 2 Ч. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина / Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 1-4 класс |
4. | Комарова С.В. Речевая практика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 1-4 класс |
5. | Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ В 2 Ч. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 1-9 класс |
6. | Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ /авт.-сост. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 1-4 класс |
7. | Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ /авт.-сост. З,Ф, Малышева, А.А. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ. | 5 класс |
8. | Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ /авт.-сост. И.М. Блажнокова, А.А. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 6 класс |
9. | Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ /авт.-сост. И.М. Аксенова. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 7-8 класс |
10. | Алышева Т.В. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. В 2 Ч. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 1-4,7 класс |
11. | Эк В.В. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 8 класс |
12. | Перова М.Н. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 5 класс |
13. | Антропов А.П. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 9 класс |
14. | Якубовская Э.В. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 1-9 класс |
15. | Лифанова Т.В. Природоведение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 5-6 класс |
16. | Соломина Е.Н. Биология. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 6-9 класс |
17. | Никишов А.И. Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 8 класс |
18. | Лифанова Т.М. География. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 6-9 класс |
19. | Мир истории. Блажнокова И.М. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 6 классс |
20. | История Отечества. Блажнокова И.М. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы/ Москва. «Просвещение». ФГОС.ОВЗ | 8-9 класс |